Законопроект, поступивший в Государственную Думу вместе с сопроводительными документами, проходит процедуру регистрации, получает номер и передается профильному комитету (комиссии) Совета Федерации, который отвечает за рассмотрение федерального конституционного закона. Комитет следит за проектом закона, делает предложения и выносит заключения о включении проекта в повестку дня, направлении в Совет Федерации и так далее. Вся процедура подробно регламентирована статьями 107-115 Регламента Государственной Думы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он утвержден большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения о принятии или отклонении законопроекта оформляются постановлением.
Утвержденные Государственной Думой федеральные конституционные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства Российской Федерации и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации (пункт 2 статьи 126 Регламента Государственной думы РФ).
Порядок экспертизы федерального конституционного закона Советом Федерации определен специальной главой 15 Регламента Совета Федерации.
Полученный в Совет Федерации законопроект и сопроводительные документы регистрируются, передаются в комитет (комиссию) Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального конституционного закона, который назначается Председателем Совета Федерации или его заместителем по поручению (п.п.4, 5 Регламента Совета Федерации).
При проведении предварительного рассмотрения федерального конституционного закона члены Совета Федерации имеют право организовать обсуждение в субъектах Российской Федерации (ст.123 Регламента Совета Федерации).
Орган Совета Федерации, который занимается рассмотрением федерального конституционного закона, имеет право принять одно из следующих решений (п.3 ст.124 Регламента Совета Федераций):
а) предложить Совету Федерации принять федеральный конституционный закон, утвержденный Государственной Думой;
б) предложить Совету Федерации отклонить федеральный конституционный закон, утвержденный Государственной Думой.
На заседании Совета Федерации начинается обсуждение утвержденного Государственной Думой федерального конституционного закона с представлением заключения комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за данный закон, общей позиции органов власти субъектов Российской Федерации и проекта постановления Совета Федерации от соответствующего комитета палаты.
После обсуждения утвержденного Государственной Думой федерального конституционного закона ставится на голосование вопрос об его утверждении.
Утвержденный Государственной Думой федеральный конституционный закон считается утвержденным Советом Федерации, если за его утверждение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.
Если необходимое количество членов Совета Федерации не проголосовало за принятие закона, то этот закон считается отклоненным.
Если вопрос о рассмотрении федерального конституционного закона не подготовлен должным образом, то Совет Федерации может решить перенести его обсуждение на следующее заседание. Если такое решение не принимается, то вопрос о принятии федерального конституционного закона ставится на голосование. Если решение о переносе на следующее заседание принимается, то обсуждение данного вопроса должно завершиться на следующем заседании путем принятия решения о принятии или отклонении федерального конституционного закона.
Процесс превращения инициативы в закон
Федеральное Собрание (ФС) — законодательный орган Российской Федерации, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы. Главной задачей Государственной Думы является разработка законов, которые затем вносятся в нее. Необходимо помнить, что не каждый проект закона превращается в закон.
Кто может предложить законодательную инициативу?
Правила внесения законопроектов в Государственную Думу определены в статье 104 Конституции РФ.
Что делать, если законопроект был представлен в Государственную Думу?
Переданный в Государственную Думу проект закона и его документы (подробности о них можно найти в статье 105 Регламента ГД) отправляются на имя Председателя ГД. После поступления проект закона регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД. Ему присваивается уникальный номер, который указывается вместе с названием проекта закона на протяжении всего процесса его рассмотрения в Государственной Думе.
В Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) автоматически создается электронная регистрационная карта для каждого законопроекта, в которой отражается информация о дате и времени поступления документа, лицах, внесших его, прохождении законопроекта через ГД, одобрении федерального конституционного закона или принятии федерального закона Государственной Думой, а также рассмотрении соответствующим законом Советом Федерации и Президентом. Таким образом, через СОЗД можно отследить все этапы прохождения законопроектом.
После поступления документы Председатель Государственной Думы направляет в профильный комитет, который проводит проверку на соответствие установленным требованиям (ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД).
После прохождения проверки документ отправляется в Совет Государственной Думы. Включен в Совет: Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, руководители фракций.
Если всё в порядке, Совет назначает ответственные комитеты Государственной Думы и включает документ в программу работы.
Далее основная работа проводится в комитете. Эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, создаются рабочие группы для анализа и улучшения законопроекта, проводятся слушания и обсуждения.
После того как ответственный комитет проведет заседание и даст свое заключение о законопроекте, депутаты приступают к обсуждению документа на пленарных заседаниях.
В Государственной Думе законопроект проходит три чтения.
Первое чтение посвящено обсуждению основной концепции законопроекта, его актуальности и значимости, а также проверке его соответствия Конституции. Обычно инициатор законопроекта или его представитель выступает с докладом на пленарном заседании, а также представитель ответственного комитета дает свое мнение в содокладе.
Принятие или одобрение законопроекта в первом чтении оформляется ГД соответствующим постановлением. Если предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ не будет рассматриваться дальше.
После того как ответственный комитет пересмотрит документ и рассмотрит поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок. Они представляются ответственным комитетом в виде таблиц:
- таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта;
- таблица поправок, рекомендуемых к отклонению;
- таблица изменений, по которым решений еще не было принято.
Проект закона, принятый во втором чтении, направляется в соответствующий комитет для устранения возможных внутренних разногласий, установления правильной связи между статьями и для редакционных правок, необходимых в связи с внесенными изменениями в текст законопроекта. После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы представляется соответствующему комитету в Совет Государственной Думы. Тот включает его в проект повестки дня Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно на этой стадии законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее детально.
В ходе третьего чтения законопроект принимается без изменений, за исключением редакционных доработок. Процесс рассмотрения законопроекта на этом этапе начинается с выступления представителя соответствующего комитета. Перед голосованием допускаются выступления представителей партий.
В случае крайней необходимости по требованию фракций председательствующий обязан вынести на голосование вопрос о возвращении законопроекта на повторное рассмотрение на втором чтении.
Одобренные федеральные законы и принятые федеральные конституционные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, протоколами пленарных заседаний, заключениями Правительства и прочими необходимыми материалами оформляются соответствующим комитетом в сотрудничестве с Аппаратом Государственной Думы и передаются на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней.
Этап рассмотрения в Совете Федерации
Обязательным для рассмотрения в Совете Федерации являются:
- федеральные конституционные законы;
- законы о внесении поправок в Конституцию;
- финансовые законы;
- законы о ратификации и отзыве международных договоров РФ;
- законы о вопросах войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Остальные законы, поступившие из Государственной Думы, Совет Федерации вправе не рассматривать и не обсуждать — это будет считаться согласием с принятием закона.
Утвержденный федеральный закон не позднее чем в пять дней направляется на подпись и публикацию Президенту РФ, а в течение 14 дней глава государства подписывает и опубликовывает федеральный закон.
Если глава государства в течение 14 дней после получения федерального закона отклонит его, то законопроект будет рассмотрен заново Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с Конституцией. Если при повторном рассмотрении закон будет поддержан большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, он будет подписан президентом в течение семи дней и опубликован.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы должны быть опубликованы официально в течение семи дней после подписания президентом.
Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самим законом не установлено иное.