Какие органы не могут применять административные меры: узнайте подробности

Административное наказание не может быть направлено на унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физической боль и ущерба деловой репутации юридического лица.

За нарушения административного характера могут быть применены следующие виды административных наказаний:

Предупреждение — официальное предостережение физическому или юридическому лицу. Оно выносится в письменной форме и применяется при первом нарушении без причинения ущерба или угрозы жизни и здоровью людей, безопасности государства и т.д.

Административный штраф представляет собой денежное взыскание и устанавливается в размере от пяти до трехсот тысяч рублей для граждан, от пятидесяти до шестисот тысяч рублей для должностных лиц и от одного до пяти миллионов рублей для юридических лиц.

Конфискация орудий совершения правонарушения возможна только по решению суда и заключается в переходе вещей в государственную или региональную собственность, которые не изъяты из оборота.

Лишение ранее предоставленных специальных прав возможно за грубые или систематические нарушения, предусмотренные статьями Кодекса об административных правонарушениях РФ, и назначается также только судьей.

Административный арест подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и может назначаться сроком до пятнадцати суток или до тридцати суток за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства включает принудительное перемещение через государственную границу РФ или, в определенных случаях, самостоятельный выезд из России.

Дисквалификация предполагает отмену права физического лица занимать должности на различных уровнях государственной и муниципальной службы, в органах управления юридических лиц, а также осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и прочее. Суд может наложить административное наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена за нарушения, связанные с должностными обязанностями, например, за нарушение законодательства о труде должностным лицом.

Административное приостановление деятельности подразумевает временное прекращение деятельности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также юридических лиц.

Это наказание назначается в случаях угрозы для жизни или здоровья людей, эпидемий, радиационных аварий, техногенных катастроф, угрозы окружающей среде, а также при совершении административных правонарушений в сфере оборота наркотиков, психотропных веществ, противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма, и т.д.

Суд назначает административное приостановление деятельности лишь в случае, если менее строгое наказание не гарантирует достижение целей наказания. Такое наказание может быть наложено на срок до 90 суток.

Исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности может быть досрочно прекращено, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.

Обязательные работы назначаются судом и включают выполнение физическим лицом общественно полезных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время.

Эти работы выполняются в течение от 20 до 200 часов, не более 4 часов в день.

Физическим лицам могут быть применены все перечисленные виды административных наказаний, в то время как юридическим лицам доступны только предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения правонарушения или предмета, а также административное приостановление деятельности.

Предупреждение

4) фиксация административного правонарушения в сфере дорожного движения или нарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом ЧР, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или другим владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, с применением автоматических специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение сведений, содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства, о том, что в случаях, указанных в пункте 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении

При совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, когда он не составляется (при фиксации техническими средствами, указанными выше). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему копия протокола вручается под расписку. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

  1. ознакомиться со всеми материалами дела;
  2. давать объяснения;
  3. представлять доказательства;
  4. заявлять ходатайства и отводы;
  5. пользоваться юридической помощью защитника;
  6. выступать и давать объяснения;
  7. заявлять ходатайства и отводы;
  8. подавать жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения;
  9. пользоваться услугами переводчика;
  10. обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие указанного лица без надлежащего извещения является грубым нарушением процессуальных норм, как правило, влекущим отмену постановления при его обжаловании.

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

4) освобождение лиц от административной ответственности за нарушения, указанные в статьях 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с пояснениями к указанным статьям.

Обстоятельства, исключающие возбуждение дела об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ)

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено после 2 месяцев (для дел, рассматриваемых судьей, – 3 месяца) со дня совершения правонарушения. Для отдельных статей КоАП РФ срок давности составляет 2 года, а для нарушений антикоррупционного законодательства – 6 лет. Если административное правонарушение продолжается, сроки начинают исчисляться с момента его обнаружения.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях

Постановление, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд; решение коллегиального органа – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; постановление должностного лица – в вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо или в районный суд. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае уважительных причин, таких как болезнь, срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, уполномоченными на рассмотрение жалобы. Прокурор также может принести протест против постановления, не вступившего в законную силу.

Постановления, вступившие в законную силу, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них, могут быть обжалованы в порядке надзора.

Право на протест в порядке надзора также принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, а также Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям. Жалобы и протесты подаются в верховные суды субъектов РФ и Верховный суд РФ. Верховный суд РФ рассматривает постановления и решения, ранее рассмотренные председателями соответствующих верховных судов субъектов РФ.

В случае нарушения прав граждан при привлечении к административной ответственности можно обратиться в вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо, районный суд или прокурора.

  • Прокуратура города Краснодара

(350000, г.Краснодар, ул.Октябрьская, 31/2)

  • Прокуратура Западного округа г.Краснодара

(350020, г.Краснодар, ул.Одесская, 1)

  • Прокуратура Карасунского округа г.Краснодара

(350911, г.Краснодар, ул.Трамвайная, 11)

  • Прокуратура Центрального округа г.Краснодара

(350000, г.Краснодар, ул.Седина, 36)

  • Прокуратура Прикубанского округа

(350049, г.Краснодар, ул.Фестивальная, 17 а)

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми с

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственны

Согласно пункту 1.6 КоАП РФ, лицо, которое подлежит административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию (ст. 3.2 КоАП РФ) или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ), исключая случаи, предусмотренные законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должно соответствовать компетенции органа или должностного лица в пределах, установленных законом (см. статьи 22.1 — 22.3 и 28.3 КоАП РФ).

Некомпетентные органы и должностные лица, не уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях согласно КоАП РФ, обязаны передать нерассмотренные до 1 июля 2002 года дела об административных правонарушениях судьям, органам и должностным лицам, имеющим такое право согласно КоАП РФ.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является одним из основных видов административных наказаний, предусмотренных для физических и юридических лиц за совершение правонарушений, установленных Кодексом и другими законами Российской Федерации. Полномочия на наложение административных штрафов имеют судьи (мировые судьи), административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также должностные лица органов и учреждений исполнительной власти, как это предусмотрено федеральными или региональными законами (см. статью 3.2, часть 1 статьи 3.3 и статью 22.1).

Советуем прочитать:  Восстановление ИНН через Госуслуги

Новые правила административной ответственности

Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» внес важные изменения в порядок привлечения к административной ответственности. Рассмотрим, какие возможности и правовые риски создали эти нововведения для природопользователей.

Летом 2022 года были внесены значительные изменения в регулирование привлечения природопользователей к административной ответственности, касающиеся процедуры возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу и применения наказания. Рассмотрим подробности этих изменений, их особенности и риски.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Исключение составляют случаи, когда правонарушение выявлено автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ), например, при наказании за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Определение компетентного органа всегда было ключевым вопросом при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнить, было ли установлено нарушение в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет на привлечение одним и тем же лицом создает условия для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение заключается в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в ходе государственного контроля (надзора), то дело может быть начато только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, включающего взаимодействие с проверяемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Основаниями для начала дела в таких случаях, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, могут быть:

  • Прямое обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на факт административного правонарушения;
  • Материалы, поступившие от правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, содержащие данные о совершении административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные о нарушении административного права.

Обратите внимание
В экологической сфере обязательные требования закреплены нормативными актами. Информация о них содержится в Приказе Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (ред. от 06.09.2022). Поэтому при определении возможности привлечения контролирующим органом к административной ответственности в данном случае без проведения контрольно-надзорных мероприятий следует руководствоваться данным перечнем.

Дело об административном правонарушении может быть начато до завершения контрольно-надзорного мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда при необходимости применения мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ).

Эти меры включают изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и других имущественных объектов (ст. 27.14 КоАП РФ), временный запрет на осуществление деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). Например, временный запрет может быть наложен в случаях, когда в качестве наказания предусмотрено приостановление деятельности (ч. 1 ст. 26.17 КоАП РФ), например, за нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах.

Обратите внимание
Во всех случаях начала дела об административном правонарушении до завершения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол об использовании мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, обязано уведомить прокурора в течение 24 часов. Неуведомление может послужить основанием для оспаривания назначенной меры обеспечения.

Участники производства по делу об административном правонарушении

Закон предусматривает возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (ст. 25.1.1 КоАП РФ).

Ранее только федеральные уполномоченные имели право участия в деле, теперь же возможно привлечение к участию и региональных уполномоченных.

Правовое регулирование
Деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021; далее — Закон № 78-ФЗ).

Уполномоченные лица имеют полномочия защищать права бизнеса, предоставляя дополнительную юридическую поддержку в случае конфликтов с государственными органами, как в судебном, так и во внесудебном порядке. Они могут подать жалобу в органы с указанием мер по восстановлению прав предпринимателя-природопользователя, оспорить действия или бездействия органов и защитить права предпринимателей в суде (ч. 5 ст. 4 Закона № 78-ФЗ). Для этого предпринимателю следует обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в соответствии со статьей 4 Закона № 78-ФЗ.

Тем не менее, решение о привлечении их к участию в деле требует тщательной оценки правовых рисков.

Признание и исполнение наказания

Законодатель устанавливает особые условия для назначения административного штрафа — если вредные последствия предотвращены или вред добровольно устранен, то размер штрафа минимален.

[1] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

П.В. Позднякова,
основатель бюро экологического комплаенса FUTUR,
эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2022.

Административная ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

Административная ответственность должностных лиц охватывает действия, за которые они могут быть привлечены к ответственности, а также порядок и сроки такого привлечения. Понятие должностного лица и критерии его определения, различные виды наказаний и другие особенности, касающиеся руководителей на разных уровнях и органов местного самоуправления.

  • кто считается должностным лицом?;
  • административная ответственность согласно законодательству;
  • порядок и сроки привлечения к ответственности;
  • особенности привлечения к ответственности;

В российском законодательстве предусмотрены разные категории лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за различные нарушения. В связи с этим, штрафы для юридических лиц (организаций) и должностных лиц (конкретных лиц) обычно различаются. Для предприятий и учреждений размер

Анализ положений всех ключевых законодательных актов позволяет создать перечень лиц, на которых распространяется дополнительная ответственность в зависимости от их должностного положения. В этот список входят:

  • лица, возглавляющие различные организации на государственном и муниципальном уровнях;
  • лица, руководящие силовыми структурами и их отдельными подразделениями;
  • командиры воинских частей;
  • управляющие коммерческими и гражданскими предприятиями;
  • работники на ключевых должностях, не занимающие высоких руководящих постов, но обладающие административными, распорядительными или хозяйственными функциями. Например, начальник цеха на заводе;
  • предприниматели. Включая бизнесменов, которые не зарегистрировались как юридическое лицо. В таком случае административная ответственность на них накладывается в соответствии со ст. 16.1 КоАП.

Практика признания предпринимателей юридическими лицами, даже при отсутствии у них необходимой регистрации, вызывает недовольство среди бизнес-сообщества. Тем не менее, государство от нее отказываться не собирается. Более того, эта позиция будет развиваться дальше. Например, в ст. 7.34 КоАП четко указано, что предприниматели, нарушившие нормы переоформления прав на пользование земельными участками, привлекаются к ответственности как юридические лица.

Административная ответственность по закону

В Кодексе об административных правонарушениях содержится около 450 статей. Административная ответственность должностных лиц упоминается в 75 процентах из них. Таким образом, КоАП можно считать документом, в первую очередь, посвященным нарушениям, совершаемым руководителями на разных уровнях.

Нарушения руководящих лиц чаще всего связаны с административной, предпринимательской или хозяйственной деятельностью различных субъектов. Ниже приведены области, где наиболее часто фиксируются действия должностных лиц, противоречащие положениям КоАП:

1. Нарушения прав сотрудников или лиц, зависящих от их работы (глава 5 КоАП).

2. Нарушения, связанные с собственностью частных лиц и государства (глава 7 КоАП).

3. Нарушения правил обращения с природными ресурсами и охраны окружающей среды (глава 8 КоАП).

4. Нарушения правил работы промышленных предприятий, строительной деятельности и энергетического использования (глава 9 КоАП).

5. Нарушения правил работы сельскохозяйственных предприятий и организаций, занимающихся ветеринарией, с особым акцентом на мелиорацию земель (глава 10 КоАП).

6. Нарушения в области информационных технологий и связи (глава 13 КоАП).

7. Нарушения, касающиеся предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП).

8. Налоговые и финансовые нарушения, а также нарушения правил оборота ценных бумаг, которые строго наказываются, так как обычно приводят к прямому ущербу для федерального бюджета. Например, уклонение от уплаты необходимых взносов при начислении заработной платы сотрудников, что снижает качество социального обеспечения населения. Виды административной ответственности должностных лиц в данном случае указаны в главе 15 КоАП.

9. В нашей стране широко распространены нарушения, связанные с деятельностью таможенных органов. Это объясняется, как минимум, огромной протяженностью государственной границы России и множеством сопредельных стран. Все вопросы административной ответственности должностных лиц, связанных с таможенной службой, рассмотрены в главе 16 КоАП.

10. Нарушения, связанные с порядком управления (глава 19 КоАП).

11. Нарушения в области воинского учета (глава 21 КоАП).

Важно отметить, что привлечение к ответственности физических лиц или организаций, нарушивших установленные правила, не освобождает виновных руководителей от заслуженного наказания.

Содержание упомянутых глав можно найти в приложенном документе.

Порядок и сроки привлечения

Нарушение КоАП должны выявлять контролирующие органы, фиксируя это в протоколе. Например, инспекторы по труду занимаются фиксацией нарушений в своей области. После составления протокола проводится расследование, по результатам которого определяются меры наказания.

Протокол передается в проверяющий орган вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения. Дальнейшее рассмотрение может происходить:

  • в прокуратуре;
  • в суде;
  • в трудовой инспекции;
  • на специально созданной комиссии;
  • в других органах и у должностных лиц.

Дело обычно рассматривается в присутствии нарушителя или его представителя. Привлекаемое к административной ответственности должностное лицо имеет право пригласить адвоката для квалифицированной защиты. В процесс также могут быть вовлечены эксперты в различных областях, потерпевшие и свидетели.

При признании лица виновным ему назначается наказание в соответствии с законом за конкретное нарушение. Общий срок давности по административным правонарушениям составляет два месяца. Для серьезных нарушений этот срок может быть увеличен. В таких случаях наказание назначается после того, как нарушение было выявлено и документально зафиксировано. Таким образом, можно привлечь к ответственности бывшее руководящее лицо, совершившее серьезное нарушение в прошлом.

Нюансы привлечения к ответственности

Назначаемый штраф обычно составляет от 5 000 до 50 000 рублей. Это относится к большинству случаев, включая привлечение к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они несут ответственность перед населением, государством, юридическими и физическими лицами за свои решения.

Кроме штрафа, руководящих сотрудников могут наказать дисквалификацией. Иногда также конфискуется предмет нарушения. Например, из торговых сетей изымается некачественная продукция, а у браконьеров отбираются трофеи.

Должностное лицо может быть наказано путем временного отстранения от работы. Обычно это срок до 90 суток, но в некоторых случаях он может быть увеличен.

Прокурор сообщает: Прокуратура Санкт-Петербурга подчеркивает, что административное наказание не должно нарушать человеческое достоинство физического лица, совершившего правонарушение

Прокурор разъясняет — Прокуратура г. Санкт-Петербург

Административное наказание не может быть направлено на унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физической боль и ущерба деловой репутации юридического лица.

Советуем прочитать:  Поиск в реестре ФССП: узнайте о коллекторском агентстве

За нарушения административного характера могут быть применены следующие виды административных наказаний:

Предупреждение — официальное предостережение физическому или юридическому лицу. Оно выносится в письменной форме и применяется при первом нарушении без причинения ущерба или угрозы жизни и здоровью людей, безопасности государства и т.д.

Административный штраф представляет собой денежное взыскание и устанавливается в размере от пяти до трехсот тысяч рублей для граждан, от пятидесяти до шестисот тысяч рублей для должностных лиц и от одного до пяти миллионов рублей для юридических лиц.

Конфискация орудий совершения правонарушения возможна только по решению суда и заключается в переходе вещей в государственную или региональную собственность, которые не изъяты из оборота.

Лишение ранее предоставленных специальных прав возможно за грубые или систематические нарушения, предусмотренные статьями Кодекса об административных правонарушениях РФ, и назначается также только судьей.

Административный арест подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и может назначаться сроком до пятнадцати суток или до тридцати суток за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства включает принудительное перемещение через государственную границу РФ или, в определенных случаях, самостоятельный выезд из России.

Дисквалификация предполагает отмену права физического лица занимать должности на различных уровнях государственной и муниципальной службы, в органах управления юридических лиц, а также осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и прочее. Суд может наложить административное наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена за нарушения, связанные с должностными обязанностями, например, за нарушение законодательства о труде должностным лицом.

Административное приостановление деятельности подразумевает временное прекращение деятельности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также юридических лиц.

Это наказание назначается в случаях угрозы для жизни или здоровья людей, эпидемий, радиационных аварий, техногенных катастроф, угрозы окружающей среде, а также при совершении административных правонарушений в сфере оборота наркотиков, психотропных веществ, противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма, и т.д.

Суд назначает административное приостановление деятельности лишь в случае, если менее строгое наказание не гарантирует достижение целей наказания. Такое наказание может быть наложено на срок до 90 суток.

Исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности может быть досрочно прекращено, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.

Обязательные работы назначаются судом и включают выполнение физическим лицом общественно полезных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время.

Эти работы выполняются в течение от 20 до 200 часов, не более 4 часов в день.

Физическим лицам могут быть применены все перечисленные виды административных наказаний, в то время как юридическим лицам доступны только предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения правонарушения или предмета, а также административное приостановление деятельности.

Предупреждение

4) фиксация административного правонарушения в сфере дорожного движения или нарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом ЧР, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или другим владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, с применением автоматических специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение сведений, содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства, о том, что в случаях, указанных в пункте 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении

При совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, когда он не составляется (при фиксации техническими средствами, указанными выше). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему копия протокола вручается под расписку. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

  1. ознакомиться со всеми материалами дела;
  2. давать объяснения;
  3. представлять доказательства;
  4. заявлять ходатайства и отводы;
  5. пользоваться юридической помощью защитника;
  6. выступать и давать объяснения;
  7. заявлять ходатайства и отводы;
  8. подавать жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения;
  9. пользоваться услугами переводчика;
  10. обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие указанного лица без надлежащего извещения является грубым нарушением процессуальных норм, как правило, влекущим отмену постановления при его обжаловании.

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

4) освобождение лиц от административной ответственности за нарушения, указанные в статьях 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с пояснениями к указанным статьям.

Обстоятельства, исключающие возбуждение дела об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ)

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено после 2 месяцев (для дел, рассматриваемых судьей, – 3 месяца) со дня совершения правонарушения. Для отдельных статей КоАП РФ срок давности составляет 2 года, а для нарушений антикоррупционного законодательства – 6 лет. Если административное правонарушение продолжается, сроки начинают исчисляться с момента его обнаружения.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях

Постановление, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд; решение коллегиального органа – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; постановление должностного лица – в вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо или в районный суд. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае уважительных причин, таких как болезнь, срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, уполномоченными на рассмотрение жалобы. Прокурор также может принести протест против постановления, не вступившего в законную силу.

Постановления, вступившие в законную силу, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них, могут быть обжалованы в порядке надзора.

Право на протест в порядке надзора также принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, а также Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям. Жалобы и протесты подаются в верховные суды субъектов РФ и Верховный суд РФ. Верховный суд РФ рассматривает постановления и решения, ранее рассмотренные председателями соответствующих верховных судов субъектов РФ.

В случае нарушения прав граждан при привлечении к административной ответственности можно обратиться в вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо, районный суд или прокурора.

  • Прокуратура города Краснодара

(350000, г.Краснодар, ул.Октябрьская, 31/2)

  • Прокуратура Западного округа г.Краснодара

(350020, г.Краснодар, ул.Одесская, 1)

  • Прокуратура Карасунского округа г.Краснодара

(350911, г.Краснодар, ул.Трамвайная, 11)

  • Прокуратура Центрального округа г.Краснодара

(350000, г.Краснодар, ул.Седина, 36)

  • Прокуратура Прикубанского округа

(350049, г.Краснодар, ул.Фестивальная, 17 а)

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми с

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственны

Согласно пункту 1.6 КоАП РФ, лицо, которое подлежит административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию (ст. 3.2 КоАП РФ) или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ), исключая случаи, предусмотренные законом. Применение административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должно соответствовать компетенции органа или должностного лица в пределах, установленных законом (см. статьи 22.1 — 22.3 и 28.3 КоАП РФ).

Некомпетентные органы и должностные лица, не уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях согласно КоАП РФ, обязаны передать нерассмотренные до 1 июля 2002 года дела об административных правонарушениях судьям, органам и должностным лицам, имеющим такое право согласно КоАП РФ.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является одним из основных видов административных наказаний, предусмотренных для физических и юридических лиц за совершение правонарушений, установленных Кодексом и другими законами Российской Федерации. Полномочия на наложение административных штрафов имеют судьи (мировые судьи), административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также должностные лица органов и учреждений исполнительной власти, как это предусмотрено федеральными или региональными законами (см. статью 3.2, часть 1 статьи 3.3 и статью 22.1).

Советуем прочитать:  Как отличить настоящий звонок от полиции. Полезные советы

Новые правила административной ответственности

Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» внес важные изменения в порядок привлечения к административной ответственности. Рассмотрим, какие возможности и правовые риски создали эти нововведения для природопользователей.

Летом 2022 года были внесены значительные изменения в регулирование привлечения природопользователей к административной ответственности, касающиеся процедуры возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу и применения наказания. Рассмотрим подробности этих изменений, их особенности и риски.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Исключение составляют случаи, когда правонарушение выявлено автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ), например, при наказании за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Определение компетентного органа всегда было ключевым вопросом при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнить, было ли установлено нарушение в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет на привлечение одним и тем же лицом создает условия для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение заключается в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в ходе государственного контроля (надзора), то дело может быть начато только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, включающего взаимодействие с проверяемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Основаниями для начала дела в таких случаях, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, могут быть:

  • Прямое обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на факт административного правонарушения;
  • Материалы, поступившие от правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, содержащие данные о совершении административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные о нарушении административного права.

Обратите внимание
В экологической сфере обязательные требования закреплены нормативными актами. Информация о них содержится в Приказе Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (ред. от 06.09.2022). Поэтому при определении возможности привлечения контролирующим органом к административной ответственности в данном случае без проведения контрольно-надзорных мероприятий следует руководствоваться данным перечнем.

Дело об административном правонарушении может быть начато до завершения контрольно-надзорного мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда при необходимости применения мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ).

Эти меры включают изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и других имущественных объектов (ст. 27.14 КоАП РФ), временный запрет на осуществление деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). Например, временный запрет может быть наложен в случаях, когда в качестве наказания предусмотрено приостановление деятельности (ч. 1 ст. 26.17 КоАП РФ), например, за нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах.

Обратите внимание
Во всех случаях начала дела об административном правонарушении до завершения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол об использовании мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, обязано уведомить прокурора в течение 24 часов. Неуведомление может послужить основанием для оспаривания назначенной меры обеспечения.

Участники производства по делу об административном правонарушении

Закон предусматривает возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (ст. 25.1.1 КоАП РФ).

Ранее только федеральные уполномоченные имели право участия в деле, теперь же возможно привлечение к участию и региональных уполномоченных.

Правовое регулирование
Деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021; далее — Закон № 78-ФЗ).

Уполномоченные лица имеют полномочия защищать права бизнеса, предоставляя дополнительную юридическую поддержку в случае конфликтов с государственными органами, как в судебном, так и во внесудебном порядке. Они могут подать жалобу в органы с указанием мер по восстановлению прав предпринимателя-природопользователя, оспорить действия или бездействия органов и защитить права предпринимателей в суде (ч. 5 ст. 4 Закона № 78-ФЗ). Для этого предпринимателю следует обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в соответствии со статьей 4 Закона № 78-ФЗ.

Тем не менее, решение о привлечении их к участию в деле требует тщательной оценки правовых рисков.

Признание и исполнение наказания

Законодатель устанавливает особые условия для назначения административного штрафа — если вредные последствия предотвращены или вред добровольно устранен, то размер штрафа минимален.

[1] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

П.В. Позднякова,
основатель бюро экологического комплаенса FUTUR,
эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2022.

Административная ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

Административная ответственность должностных лиц охватывает действия, за которые они могут быть привлечены к ответственности, а также порядок и сроки такого привлечения. Понятие должностного лица и критерии его определения, различные виды наказаний и другие особенности, касающиеся руководителей на разных уровнях и органов местного самоуправления.

  • кто считается должностным лицом?;
  • административная ответственность согласно законодательству;
  • порядок и сроки привлечения к ответственности;
  • особенности привлечения к ответственности;

В российском законодательстве предусмотрены разные категории лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за различные нарушения. В связи с этим, штрафы для юридических лиц (организаций) и должностных лиц (конкретных лиц) обычно различаются. Для предприятий и учреждений размер

Анализ положений всех ключевых законодательных актов позволяет создать перечень лиц, на которых распространяется дополнительная ответственность в зависимости от их должностного положения. В этот список входят:

  • лица, возглавляющие различные организации на государственном и муниципальном уровнях;
  • лица, руководящие силовыми структурами и их отдельными подразделениями;
  • командиры воинских частей;
  • управляющие коммерческими и гражданскими предприятиями;
  • работники на ключевых должностях, не занимающие высоких руководящих постов, но обладающие административными, распорядительными или хозяйственными функциями. Например, начальник цеха на заводе;
  • предприниматели. Включая бизнесменов, которые не зарегистрировались как юридическое лицо. В таком случае административная ответственность на них накладывается в соответствии со ст. 16.1 КоАП.

Практика признания предпринимателей юридическими лицами, даже при отсутствии у них необходимой регистрации, вызывает недовольство среди бизнес-сообщества. Тем не менее, государство от нее отказываться не собирается. Более того, эта позиция будет развиваться дальше. Например, в ст. 7.34 КоАП четко указано, что предприниматели, нарушившие нормы переоформления прав на пользование земельными участками, привлекаются к ответственности как юридические лица.

Административная ответственность по закону

В Кодексе об административных правонарушениях содержится около 450 статей. Административная ответственность должностных лиц упоминается в 75 процентах из них. Таким образом, КоАП можно считать документом, в первую очередь, посвященным нарушениям, совершаемым руководителями на разных уровнях.

Нарушения руководящих лиц чаще всего связаны с административной, предпринимательской или хозяйственной деятельностью различных субъектов. Ниже приведены области, где наиболее часто фиксируются действия должностных лиц, противоречащие положениям КоАП:

1. Нарушения прав сотрудников или лиц, зависящих от их работы (глава 5 КоАП).

2. Нарушения, связанные с собственностью частных лиц и государства (глава 7 КоАП).

3. Нарушения правил обращения с природными ресурсами и охраны окружающей среды (глава 8 КоАП).

4. Нарушения правил работы промышленных предприятий, строительной деятельности и энергетического использования (глава 9 КоАП).

5. Нарушения правил работы сельскохозяйственных предприятий и организаций, занимающихся ветеринарией, с особым акцентом на мелиорацию земель (глава 10 КоАП).

6. Нарушения в области информационных технологий и связи (глава 13 КоАП).

7. Нарушения, касающиеся предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП).

8. Налоговые и финансовые нарушения, а также нарушения правил оборота ценных бумаг, которые строго наказываются, так как обычно приводят к прямому ущербу для федерального бюджета. Например, уклонение от уплаты необходимых взносов при начислении заработной платы сотрудников, что снижает качество социального обеспечения населения. Виды административной ответственности должностных лиц в данном случае указаны в главе 15 КоАП.

9. В нашей стране широко распространены нарушения, связанные с деятельностью таможенных органов. Это объясняется, как минимум, огромной протяженностью государственной границы России и множеством сопредельных стран. Все вопросы административной ответственности должностных лиц, связанных с таможенной службой, рассмотрены в главе 16 КоАП.

10. Нарушения, связанные с порядком управления (глава 19 КоАП).

11. Нарушения в области воинского учета (глава 21 КоАП).

Важно отметить, что привлечение к ответственности физических лиц или организаций, нарушивших установленные правила, не освобождает виновных руководителей от заслуженного наказания.

Содержание упомянутых глав можно найти в приложенном документе.

Порядок и сроки привлечения

Нарушение КоАП должны выявлять контролирующие органы, фиксируя это в протоколе. Например, инспекторы по труду занимаются фиксацией нарушений в своей области. После составления протокола проводится расследование, по результатам которого определяются меры наказания.

Протокол передается в проверяющий орган вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения. Дальнейшее рассмотрение может происходить:

  • в прокуратуре;
  • в суде;
  • в трудовой инспекции;
  • на специально созданной комиссии;
  • в других органах и у должностных лиц.

Дело обычно рассматривается в присутствии нарушителя или его представителя. Привлекаемое к административной ответственности должностное лицо имеет право пригласить адвоката для квалифицированной защиты. В процесс также могут быть вовлечены эксперты в различных областях, потерпевшие и свидетели.

При признании лица виновным ему назначается наказание в соответствии с законом за конкретное нарушение. Общий срок давности по административным правонарушениям составляет два месяца. Для серьезных нарушений этот срок может быть увеличен. В таких случаях наказание назначается после того, как нарушение было выявлено и документально зафиксировано. Таким образом, можно привлечь к ответственности бывшее руководящее лицо, совершившее серьезное нарушение в прошлом.

Нюансы привлечения к ответственности

Назначаемый штраф обычно составляет от 5 000 до 50 000 рублей. Это относится к большинству случаев, включая привлечение к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они несут ответственность перед населением, государством, юридическими и физическими лицами за свои решения.

Кроме штрафа, руководящих сотрудников могут наказать дисквалификацией. Иногда также конфискуется предмет нарушения. Например, из торговых сетей изымается некачественная продукция, а у браконьеров отбираются трофеи.

Должностное лицо может быть наказано путем временного отстранения от работы. Обычно это срок до 90 суток, но в некоторых случаях он может быть увеличен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector