В соответствии с законодательством, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, занятых в государственных органах, местном самоуправлении, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях в связи с их служебной деятельностью.
Служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и, как правило, не подлежат приватизации, за исключением определенных случаев, например, если жилищный фонд был передан в муниципальную собственность.
Для того чтобы приватизировать служебное жилье, необходимо получить согласие собственника помещения и соблюсти установленные законодательством процедуры.
Процесс приватизации служебного жилья регулируется федеральными законами и требует обращения к собственнику с документами на принятие решения в установленный срок.
В случае отказа в приватизации граждане имеют право обратиться в суд.
Заместитель прокурора города Брянска Н.А. Коротченко
© 2003-2024 Прокуратура Брянской области
Все права защищены
Адрес: 241023, г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д. 1
Телефон: +7 (4832) 65-42-00
Прием граждан осуществляется
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45
Личный прием руководителей прокуратуры (прокурора области и его заместителей) осуществляется по предварительной записи.
Запись на прием осуществляется по телефону +7 (4832) 65-42-05 или непосредственно в прокуратуре
Собственность на служебное жилье
С момента развала Советского Союза возникла возможность для граждан Российской Федерации приватизировать предоставленное им служебное жилье. Однако не все имеют такую возможность из-за ограничений, установленных законодательством.
Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» приватизации не подлежат жилые помещения в аварийном состоянии, общежития, жилье в закрытых военных городках и большинство служебных жилых помещений. Исключения составляют жилищный фонд сельскохозяйственных предприятий и некоторые стационарные учреждения социальной защиты населения, расположенные в сельской местности.
Собственники жилищного фонда, а также предприятия и учреждения, которым передан жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут принимать решения о приватизации служебных жилых помещений с согласия собственников.
Таким образом, законодательство предоставляет двойственный подход к приватизации служебного жилья: с одной стороны, запрет, с другой — возможность при соблюдении определенных условий.
Например, в случае ликвидации предприятия, которое предоставило жилье до 2000-х годов, служебное жилье остается без возможности приватизации из-за отсутствия правопреемника. В таких случаях возможно обратиться в суд с целью признания права собственности на жилье.
Наличие служебного ордера и отметки в финансовом лицевом счете о том, что жилье является служебным, не является препятствием для приватизации в судебном порядке.
Критерии служебного жилья согласно современному законодательству:
1. В ЕГРП должна быть указана собственность на жилье Российской Федерации, Москвы или Санкт-Петербурга или на праве собственности предприятия;
2. В случае права собственности Российской Федерации, Москвы или Санкт-Петербурга должна быть запись о праве хозяйственного ведения или оперативного управления в пользу государственного учреждения или муниципального предприятия.
3. Если в ЕГРП нет информации о передаче данного жилья предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то такие данные должны быть отражены в Реестре федерального имущества (для государственной собственности) или в Реестре служебных жилых строений (для муниципальной собственности);
4. Предприятие, предоставившее данное жилье по служебному ордеру, или его правопреемник, должно сохранять свое юридическое существование хотя бы формально, включая регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
5. Наниматель, которому ранее было предоставлено это жилое помещение, должен иметь официальные документы подтверждающие его трудовую деятельность на предприятии (учреждении), которое предоставило ему служебное жилье;
6. Ранее предоставленное в качестве служебного жилье должно быть оформлено договором о временном пользовании на 5, 10 лет и т.д.
Исходя из вышесказанного, граждане, которым было предоставлено служебное жилье, могут обратиться в суд с иском о признании неправомерным отказа заключить договор социального найма и признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, приложив к иску следующие документы:
-
- Копию служебного ордера на вселение в жилое помещение;
- Копию финансового лицевого счета, где указано это жилье в качестве служебного;
- Выписку из ЕГРП на спорное жилье, указывающую, что это жилье принадлежит Российской Федерации или городам федерального значения Москва и Санкт-Петербурга, без упоминания об обременениях в виде права хозяйственного ведения или оперативного управления;
- Письменный отказ в заключении договора социального найма;
- Копию трудовой книжки истца, подтверждающей его трудовую деятельность на предприятии (учреждении), предоставившем ему жилье, более 10 лет;
- Письменный ответ от собственника жилого помещения (Управления Росимущества или муниципалитета), утверждающий отсутствие спорного жилья в Реестре федерального имущества или Реестре служебных жилых строений.
Кроме того, в иске нужно указать отсутствие правопреемника у организации (учреждения), предоставившей жилье истцу, а также отсутствие заключения собственником срочных договоров на
В соответствии с пунктом 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации срок аренды служебного жилого помещения не может превышать срока службы (работы) сотрудника, указанного в контракте (трудовом договоре). Увольнение с должности является основанием для прекращения договора аренды служебного жилья.
Из служебных жилых помещений и общежитий не могут быть выселены лица, которые не являются нанимателями жилых помещений по социальным договорам или членами семьи нанимателя по таким договорам, а также собственники или члены семей собственников жилых помещений, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье. Сюда входят члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, пенсионеры, члены семей умерших работников, инвалиды и другие категории граждан.
Закон не предусматривает возможность приватизации служебного жилья по истечении 5 лет работы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда» служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Собственники и уполномоченные органы, а также предприятия и учреждения, владеющие жилым фондом, имеют право на решение о приватизации служебных жилых помещений. Принятие такого решения является правом, а не обязанностью собственника или уполномоченного органа. В случае принятия решения, граждане должны проработать или прожить на территории не менее 10 лет.
Если администрация предприятия подает ходатайство в местную администрацию о переводе служебного жилья в неслужебное и последующей приватизации, это также осуществляется по усмотрению администрации предприятия.
Право на приватизацию имеют все граждане, зарегистрированные в квартире. Несовершеннолетние граждане участвуют в приватизации обязательно. Квартира, приобретенная в результате безвозмездной сделки, не является совместно нажитым имуществом, так как она не была приобретена в период брака.
Если вы решите приватизировать квартиру, вы станете её частным собственником.
Прокуратура города Брянска объясняет процесс приватизации служебного жилья
В соответствии с законодательством, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, занятых в государственных органах, местном самоуправлении, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях в связи с их служебной деятельностью.
Служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и, как правило, не подлежат приватизации, за исключением определенных случаев, например, если жилищный фонд был передан в муниципальную собственность.
Для того чтобы приватизировать служебное жилье, необходимо получить согласие собственника помещения и соблюсти установленные законодательством процедуры.
Процесс приватизации служебного жилья регулируется федеральными законами и требует обращения к собственнику с документами на принятие решения в установленный срок.
В случае отказа в приватизации граждане имеют право обратиться в суд.
Заместитель прокурора города Брянска Н.А. Коротченко
© 2003-2024 Прокуратура Брянской области
Все права защищены
Адрес: 241023, г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д. 1
Телефон: +7 (4832) 65-42-00
Прием граждан осуществляется
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45
Личный прием руководителей прокуратуры (прокурора области и его заместителей) осуществляется по предварительной записи.
Запись на прием осуществляется по телефону +7 (4832) 65-42-05 или непосредственно в прокуратуре
Собственность на служебное жилье
С момента развала Советского Союза возникла возможность для граждан Российской Федерации приватизировать предоставленное им служебное жилье. Однако не все имеют такую возможность из-за ограничений, установленных законодательством.
Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» приватизации не подлежат жилые помещения в аварийном состоянии, общежития, жилье в закрытых военных городках и большинство служебных жилых помещений. Исключения составляют жилищный фонд сельскохозяйственных предприятий и некоторые стационарные учреждения социальной защиты населения, расположенные в сельской местности.
Собственники жилищного фонда, а также предприятия и учреждения, которым передан жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут принимать решения о приватизации служебных жилых помещений с согласия собственников.
Таким образом, законодательство предоставляет двойственный подход к приватизации служебного жилья: с одной стороны, запрет, с другой — возможность при соблюдении определенных условий.
Например, в случае ликвидации предприятия, которое предоставило жилье до 2000-х годов, служебное жилье остается без возможности приватизации из-за отсутствия правопреемника. В таких случаях возможно обратиться в суд с целью признания права собственности на жилье.
Наличие служебного ордера и отметки в финансовом лицевом счете о том, что жилье является служебным, не является препятствием для приватизации в судебном порядке.
Критерии служебного жилья согласно современному законодательству:
1. В ЕГРП должна быть указана собственность на жилье Российской Федерации, Москвы или Санкт-Петербурга или на праве собственности предприятия;
2. В случае права собственности Российской Федерации, Москвы или Санкт-Петербурга должна быть запись о праве хозяйственного ведения или оперативного управления в пользу государственного учреждения или муниципального предприятия.
3. Если в ЕГРП нет информации о передаче данного жилья предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то такие данные должны быть отражены в Реестре федерального имущества (для государственной собственности) или в Реестре служебных жилых строений (для муниципальной собственности);
4. Предприятие, предоставившее данное жилье по служебному ордеру, или его правопреемник, должно сохранять свое юридическое существование хотя бы формально, включая регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
5. Наниматель, которому ранее было предоставлено это жилое помещение, должен иметь официальные документы подтверждающие его трудовую деятельность на предприятии (учреждении), которое предоставило ему служебное жилье;
6. Ранее предоставленное в качестве служебного жилье должно быть оформлено договором о временном пользовании на 5, 10 лет и т.д.
Исходя из вышесказанного, граждане, которым было предоставлено служебное жилье, могут обратиться в суд с иском о признании неправомерным отказа заключить договор социального найма и признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, приложив к иску следующие документы:
-
- Копию служебного ордера на вселение в жилое помещение;
- Копию финансового лицевого счета, где указано это жилье в качестве служебного;
- Выписку из ЕГРП на спорное жилье, указывающую, что это жилье принадлежит Российской Федерации или городам федерального значения Москва и Санкт-Петербурга, без упоминания об обременениях в виде права хозяйственного ведения или оперативного управления;
- Письменный отказ в заключении договора социального найма;
- Копию трудовой книжки истца, подтверждающей его трудовую деятельность на предприятии (учреждении), предоставившем ему жилье, более 10 лет;
- Письменный ответ от собственника жилого помещения (Управления Росимущества или муниципалитета), утверждающий отсутствие спорного жилья в Реестре федерального имущества или Реестре служебных жилых строений.
Кроме того, в иске нужно указать отсутствие правопреемника у организации (учреждения), предоставившей жилье истцу, а также отсутствие заключения собственником срочных договоров на
В соответствии с пунктом 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации срок аренды служебного жилого помещения не может превышать срока службы (работы) сотрудника, указанного в контракте (трудовом договоре). Увольнение с должности является основанием для прекращения договора аренды служебного жилья.
Из служебных жилых помещений и общежитий не могут быть выселены лица, которые не являются нанимателями жилых помещений по социальным договорам или членами семьи нанимателя по таким договорам, а также собственники или члены семей собственников жилых помещений, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье. Сюда входят члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, пенсионеры, члены семей умерших работников, инвалиды и другие категории граждан.
Закон не предусматривает возможность приватизации служебного жилья по истечении 5 лет работы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда» служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Собственники и уполномоченные органы, а также предприятия и учреждения, владеющие жилым фондом, имеют право на решение о приватизации служебных жилых помещений. Принятие такого решения является правом, а не обязанностью собственника или уполномоченного органа. В случае принятия решения, граждане должны проработать или прожить на территории не менее 10 лет.
Если администрация предприятия подает ходатайство в местную администрацию о переводе служебного жилья в неслужебное и последующей приватизации, это также осуществляется по усмотрению администрации предприятия.
Право на приватизацию имеют все граждане, зарегистрированные в квартире. Несовершеннолетние граждане участвуют в приватизации обязательно. Квартира, приобретенная в результате безвозмездной сделки, не является совместно нажитым имуществом, так как она не была приобретена в период брака.
Если вы решите приватизировать квартиру, вы станете её частным собственником.